УСЫНЯ — один из богатырей, по преданию — сын Вия, ставший героем русских народных сказок. Одним усом он мельницу держит, другим — тучи на небе подпирает. Усом реку перегородил и рыбу в рот загоняет, а по усу пешие идут, конные скачут, обозы едут.

Усыня — богатырь из триады — Дубыня, Горыня, Усыня, выступающей как страшная деструктивная сила, но в позднейших переосмыслениях — помощники героя. Усыня в этой троице занимает особое место. Он, во–первых, не изменил своего места в распределении стихийных сфер, несмотря на переосмысление имени, и остался связан с водой. Во–вторых, любопытен характер переосмысления его имени: в сказке он — в соответствии с именем — обладает огромными усами, которыми запруживает реку. Однако славянское “ус” восходит к индо–европейскому слову, обозначавшему “плечо” (это во всяком случае так для имени Усыня; О. Н. Трубачев вслед за этимологией этого имени, предложенной В. Н.Топоровым, предположил, что и слово “усы” могло персоначально обозначать волосы, вместе с бородой и усами доходящие до плеч), т. е. в Уусыне (а он в сказке яснее других обнаруживает свою змеиную природу) отразился древний мифологический образ змея, запирающего “плечами” воду, — одного из персонажей .основного мифа индоевропейской мифологии: мифа, в котором громовержец побеждает подобное существо и освобождает потоки вод или спрятанный скот. В индийской традиции таковы Индра и змей Вритра (в его имени присутствует и название “плеча” — он “безплечий“). Таким образом, в сказке об Усыне сохраняется очень архаическоеиндоевропейское наследие.