Богатыри Горыня, Дубыня и Усыня

Б

Персонажи славянского былинного эпоса, богатыри-исполины, обладающие сверхъестественными способностями. В русских сказках это чудесные, но не приносящие пользу людям богатыри (в отличие от богатырей-созидателей, как Микула Селянинович). Их действия зачастую приводят к нарушениям природного равновесия, затрудняющим действия главного героя сказки, который вынужден противостоять бессмысленной удали исполинов. Каждый из великанов силен только в своем одном умении: Горыня управляется с горами, Дубыня — с деревьями, Усыня — с реками.

gorynya-dubynya-usynya

  • Горыня (Горыныч, Вернигор) «на мизинце гору качает, горы сворачивает».
  • Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб) вырывает деревья с корнем или «дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет».
  • Усыня (Усынеч, Усынка) правит водной стихией, «ловит рыбу усом, на языке варит» или «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут».

Читать также: другие малоизвестные русские богатыри
Эти три богатыря-исполина не знают, куда приложить свои силы, кичатся и бахвалятся ими. Герой сказки берет их в товарищи, используя их способности в случае необходимости. Интересно, что имя героя, которого сопровождают Горыня, Усыня и Дубыня, обычно тоже связано с природой, например Ивашка-Медведь или Сосна-богатырь. Поначалу Горыня, Дубыня и Усыня помогают главному герою. Однако тщеславие и отсутствие привычки к полезному труду проявляют слабости великанов. В сюжете, связанном с Бабой Ягой, когда один из богатырей остается один, чтобы приготовить еду для отправившихся на работу товарищей, появляется Баба Яга, избивает великана и вырезает ремень из его спины. Только главный герой умудряется устоять в этом испытании и выходит победителем. Это возбуждает зависть исполинов, и впоследствии они предают его. В большинстве сказочных сюжетов главный герой не только руководит исполинами, но и облагодетельствует их: он спускается по веревке в нору под землю и добывает для трех великанов невест — царевен подземного царства.

Когда же герой поднимается из-под земли, один из богатырей перерубает веревку. Герой все же выбирается на землю, а великанов ждет бесславный конец — в финале сказки герой убивает всех троих за предательство. Чаще всего Горыня, Усыня и Дубыня выступают все втроем. Мотив тройственного союза впоследствии был использован в русских былинах о других богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, причем некоторые свойства великанов —  персонажей — были перенесены в более поздний героический эпос. На эту связь указывает сходство имен Добрыни и Дубыни; получение же Добрыней богатырской силы от воды роднит его с Усыней. По природе же и бесполезности своей силы три великана более близки к другому мифологическому персонажу — привязанному к горе исполину Святогору. С другой стороны, в русских сказочных сюжетах действует и положительная троица богатырей, связанных с солнцем и противоборствующих змею, — Вечорка, Зорька и Полуночка. Аналогичные Горыне и Дубыне персонажи встречаются в фольклоре балтийских народов, например литовские Калнавертис (Бернигор) и Ажуол-ровис (Вырвидуб).

Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Она отразилась в образах трёх эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши, Поповича..

 

Вариант сказки Медведко. Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри

Читать сказку о трех богатырях
Жила-была старуха, детей у нее не было. В одно время пошла она щепки собирать и нашла сосновый чурбан; воротилась, затопила избу, а чурбан положила на печку и говорит сама с собою: “Пускай высохнет, на лучину годится!” А изба у старухи была черная; скоро щепки разгорелися, и пошел дым по всей избе. Вдруг старухе послышалось, будто на печи чурбан кричит: “Матушка, дымно! Матушка, дымно!” Она сотворила молитву, подошла к печке и сняла чурбан, смотрит — что за диво? Был чурбан, а стал мальчик. Обрадовалась старуха: “Бог сынка дал”! И начал тот мальчик расти не по годам, а по часам, как тесто на опаре киснет; вырос и стал ходить на дворы боярские и шутить шуточки богатырские: кого схватит за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова долой! Стали бояре старухе жаловаться; она позвала сынка и говорит ему: “Что ты задумал? Живи, батюшка, потише”. А он в ответ: “Если я тебе неугоден, я совсем уйду!” Вышел из города и пошел дорогою; навстречу ему Дугиня-богатырь — хоть какое дерево, так в дугу согнет! Спрашивает Дугиня: “Куда идешь, Сосна-богатырь?” — “Куда глаза глядят!” — “Возьми меня с собой”. — “Пойдем”. Пошли вдвоем; повстречался им Горыня-богатырь: “Куда идете?” — “А куда глаза глядят!” — “Возьмите и меня с собой”. — “Ладно, иди”. Прошли еще сколько-то верст; попадается им у большой реки Усыня-богатырь — сидит на берегу, одним усом реку запрудил, а по его усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут. Спрашивает Усыня: “Куда идешь, Сосна-богатырь?” — “Куда глаза глядят!” — “Возьми и меня с собой”. — “Ладно, будь товарищ”. Вот идут они четверо, долго ли, коротко ли — подходят к синю морю; хочется им попасть на ту сторону, а как — не знают. Усыня-богатырь раскинул свои усы, и по тем усам перебрались все на другую сторону. Шли-шли и очутились в дремучем лесу. “Стой, ребята! — говорит Сосна-богатырь. — Что нам по белу свету шататься? Не лучше ли здесь на житье остаться?” Принялись за работу, срубили избу и стали ходить охотиться, а дома оставляют одного по очереди — обед стряпать, за хозяйством смотреть. На первый день была очередь Дугинина, изготовил он попить-поесть и лег на лавку отдохнуть немножко. Стук, стук, приходит баба-яга: “Подавай, — говорит, — обед! Пить-есть хочу!” Дугиня поставил на стол хлеб-соль и жареную утку; она все сожрала, да еще спрашивает. “Больше нет ничего — отвечает Дугиня, — мы сами люди заезжие”. Баба-яга ухватила его за волосы, принялась таскать по полу, таскала-таскала, еле живого оставила. Воротились с охоты товарищи: “Что лежишь, Дугиня?” — “Угорел, братцы! Изба новая, сырая…” На другой день то же самое случилось с Горынею, а на третий день — с Усынею. Дошла очередь до Сосны-богатыря; приходит к нему баба-яга, требует: “Подавай пить-есть!” Он поставил на стол хлеб-соль и жареного гуся. Баба-яга съела и еще спрашивает. “Больше нет ничего, мы сами люди заезжие”. Она кинулась на богатыря, да Сосна-богатырь сам силен, ухватил ее за седые космы, оттаскал и выкинул из избы еле живую. Баба-яга поползла на карачках и ушла под большой камень. Воротились с охоты товарищи; Сосна-богатырь повел их к этому камню и говорит: “Надобно, ребята, поднять его”. Они пробовали-пробовали — никто своротить не может; а Сосна-богатырь кулаком ударил — камень за версту отлетел. Глянули, а на том месте, где камень лежал, пропасть оказалася. “Ну, ребята, надо зверье бить да веревки вить!” Набили зверей, нарезали кож, связали длинный ремень, прицепили к нему сетку и в той сетке спустили Сосну-богатыря в подземельное царство. Начал он ходить по подземельному царству, набрел на избушку, взошел туда — в избушке сидит дочь бабы-яги да ковер вышивает. Увидала гостя и вскрикнула: “Ах, Сосна-богатырь! Сейчас моя матушка придет; куда тебя спрятать от нее?” Взяла оборотила его в булавку и воткнула в пяльцы. Приходит баба-яга и спрашивает: “Кто у тебя в избе?” — “Никого, матушка!” — “Что же русским духом пахнет?” Кинулась искать, искала-искала, никого не нашла. Как только баба-яга ушла, красная девица бросила булавочку об пол — из булавочки явился Сосна-богатырь; повела его в чулан, в том чулане два кувшина стоят: в синем — сильная вода, в белом — бессильная. “Когда будешь с матушкой драться, выскочи скорей в двери да в чулан, выпей всю воду из синего кувшина и перелей в него из белого”. Только успела это рассказать, как прибегает баба-яга и хочет в богатыря вцепиться. “Постой, матушка! — говорит ей дочь. — Сделай прежде уговор: если он тебя сшибет, пускай даст тебе дух перевести; а если ты его сшибешь, тогда ему просить отдыху”. Сосна-богатырь и баба-яга сделали такой уговор и бросились друг на друга; яга-баба ударила его об пол. Красная девица сейчас закричала: “Матушка! Дай ему отдохнуть”. Сосна-богатырь побежал в чулан, выпил из синего кувшина всю воду, перелил в него из белого, воротился в избу, ухватил бабу-ягу и ударил об пол. “Дай дух перевести!” — закричала старуха, вскочила, побежала в чулан и напилась бессильной воды. Стали они опять драться; Сосна-богатырь ударил ее так сильно, что до смерти убил; положил мертвую на огонь, сжег и развеял пепел по ветру. Потом взял он красную девицу, посадил в сетки и затряс ремнем; богатыри Дугиня, Горыня да Усыня тотчас ее вытащили, опустили опять канат, подняли Сосну-богатыря до половины и оборвали ремень. (Сосна-богатырь упал; его выносит на Русь огромная птица, он женится на дочери бабы-яги, а богатыри, его товарищи, с испугу разбегаются в разные чужедальние земли.)
Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.