Франграсиян Афрасияб

фото 02 Восточная мифология

Франграсиян (авестинский), Фрасияк (пехлеви), Афрасияб (фарси), в зороастрийской мифологии внук Траэтаоны, царь Турана, один из злейших врагов веры Заратустры и непримиримый враг иранских царей, ведший непрерывные войны с древними иранцами. Эпитетом властителя Франграсияна было определение «воинственный предводитель», в авестийских традициях его именовали «злодейский человек». Сведения о этом культурном герое крайне противоречивы.

Согласно персидским и исламским источникам, Франграсиян (как Афрасияб) был потомком Тура, среднего сына мифического иранского царя Фаридуна (двумя другими сыновьями были Салм и Ирай). В «Бундахишне» этого правителя называют седьмым внуком Тура. По одним источникам, Франграсиян поклонялся Ардвисуре Анахите, Вайю, обладал божественным огнем фарном, нисходившим только на избранников Ахурамазды (“Ешт” XIX 93, “Денкарт” VII 11, 3).

фото 02
Франграсиян в битве с иранцами Кай Хосрова,
«Байсангурово Шах-намэ», середина 16 века,
библиотека Дворца-музея Голестан, Тегеран

По другой версии Франграсиян лишь пытался похитить этот символ солнечного сияющего начала. В священной книге зороастризма “Авесте” рассказывается о том, что Франграсиян вознамерился похитить царственный нимб фарн, опустившийся на дно озера Ворукаша, и стал молить Ардвисуру Анахиту помочь ему в обладании фарном. Но богиня отказала Франграсияну в его просьбе. Тогда сняв одежды, Франграсиян трижды погружался в озеро, чтобы поймать фарн, но тот всегда ускользал от него (“Ешт” V 41, XIX 56).

В среднеперсидских литературных источниках Франграсиян обладает чертами культурного героя. Он проводил оросительные каналы в гористых местностях и на равнинах (“Бундахишн” 20, 17). Как ревностный огнепоклонник, он воздвигнул храм огня в Дрангиане и молился в храме огня в Кундузе. Франграсиян являлся повелителем небесных тел и стихий; он обладал подземной обителью на семи колоннах, в которой светят звезды, солнце и луна; в этой обители исполнялись все его желания. Франграсиян неоднократно наносил поражения иранцам, на двенадцать лет захватил власть в Иране, но в конечном итоге был побежден Кай Хосровом.

фото 3
Франграсиян на иранском троне,
Шах-намэ Шаха Тахмаспа I (Тахмасиба), 1525

На персидском языке Хосров, собственно, и означает “царь”. Так именовались некоторые персидские и иранские цари, такие как, например, Хосров I Ануширван (531–579) или Хосров II Первизе (590–628 годы). По авестийским источникам, Афрасияб был убит Хаомом возле безымянного озера в Систане. По версии в эпосе «Шах-намэ» персидского поэта Фердоуси он встретил свою смерть в пещере на вершине горы на территории современного Азербайджана. Мифические авестийские предания и эпос «Шах-намэ» о борьбе предводителя туранцев Франграсияна против иранских царей легендарной династии Кейянидов отражает реально-исторические набеги кочевых туранских и тюркских племен на поселения иранских земледельческих общин.

Полезно? Оцените
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Вы знаете что делать:
Древний бестиарий