Брихаспати Восточная мифология и история

Брихаспати Восточная мифология и история Восточная мифология

Брихаспати, или Бригаспати, или Брахманаспати (древнеинд. Brihaspаti, Brаhmanaspаti, “господин брахмана, молитвы”), в ведийской и индуистской мифологии божество молитвы и жертвоприношения, является олицетворением силы и значения молитвенного настроения. Иногда оба этих имени чередуются (“Ригведа”, II 23); в поздних частях “Ригведы” второе имя употребляется реже. Всего Брихаспати посвящено в “Ригведе” 11 гимнов и еще два гимна – Брихаспати вместе с Индрой. Оба имени Брихаспати упоминаются в “Ригведе” около 170 раз.

Брихаспати золотого цвета, ярок и чист; у него семь уст и семь лучей (“Ригведа”, IV 50, 4), 100 крыльев (VII 97, 7), прекрасный язык, ясный голос. В его распоряжении дубина грома, лук, стрелы, золотой топорик, железный топор, изостренный Тваштаром, колесница закона (rta-); Брихаспати поражает демонов, разрушает загоны для коров, находит свет (II 23, 3). Он заполняет воздушное пространство, приносит солнце и разгоняет тьму громом, освобождает от узости хаоса, раскалывает скалы, приготавливает хорошие пути, несет все формы (Тваштар создал его как основу всех существ, II 23, 7), дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам, защищает быков. Он силен и победоносен, друг Индры и марутов, подобен Агни (V 43, 12; VI 97, 6); он – предводитель хора.

Брихаспати перворожден от великого света на высочайшем из небес, он отпрыск двух миров – неба и земли (VII 97, 8) и одновременно рожден Тваштаром (II 23, 17); он сотворил из ничего богов (X 72, 2). Покровитель жертвоприношения, Брихаспати изображается как божественный жрец (пурохита или брахман); ему принадлежат поэтические размеры (иногда он – господин брихати, одного из поэтических размеров, и даже отождествляется с “Ригведой” в целом), и он сам поет гимны богам. Его нередко называют Вачаспати – “господин речи” (“Брихаспати речи”, “Тайттирия-самхита”, I 8, 10). Громкий голос, а в битвах даже рев характеризуют Брихаспати.

Брихаспати Восточная мифология и история

Развитие образа Брихаспати далее пошло по двум направлениям: с одной стороны, Брихаспати – Атхарван, отец богов, создатель всего (“Атхарваведа”, IV 1, 7), священная сила богов (“Тайттирия-самхита”, I 5, 4) и даже высший принцип (“Ригведа”, X 71), причем он нередко отождествляется с брахманом (“Шатапатха-брахмана”, “Айтарейя-брахмана”, “Тайттирия-самхита” и др.); с другой стороны, в эпосе и пуранах Брихаспати – жрец и наставник богов, предводитель семи риши из рода Ангираса; он правит планетой Юпитер, которая называется тем же именем.
Уже в “Ригведе” Брихаспати участвует в мифе о похищении Валой коров и нахождении их в скале, которую Брихаспати проломил своим ревом; после этого Брихаспати находит Ушас и Агни, сотворяет солнце (VI 50; X 67, 4-5); он же создает ангирасов, вернувших коров, украденных Пани (“Ригведа”, II 24, 6). Позже Брихаспати появляется в сюжете похищения Сомой жены Брихаспати Тары, войны богов с асурами и возвращения Тары к мужу (Вишнупур. IV); в сюжете жертвоприношения Дакши, где Брихаспати успокаивает разъяренного Рудру.

Брихаспати Восточная мифология и история

Во многих сюжетах Брихаспати выступает как наставник богов, он предсказывает богам, что Гаруда похитит амриту, дает советы Индре, его жене Шачи (в сказании о Нахуше, где Брихаспати – посредник между Шачи и богами), обучает Карттикею (в сказании о рождении Сканды) и т.д.
Эпизодические роли играет Брихаспати в сказаниях о царе Марутте, о разрушении богами крепости асуp Трипуры, о Яяти и др. Брихаспати – божество, возникшее на индийской почве, хотя сам образ соответствующей молитвы-ритуала имеет параллель в древнеиранской традиции.

Полезно? Оцените
( Пока оценок нет )
Вы знаете что делать:
Древний бестиарий