Чайтья

Ведийская и индуисткая мифология

Чайтья (санскрит Catiya = памятник, храм, собственно; имя прилагательное: относящийся к костру = cita) или Четья (на языке пали) – общий термин у буддистов для обозначения святыни вообще, применяемый не только к строениям, но и к священным деревьям, камням-памятникам, святым местам и урочищам, изображениям, священным надписям и т. д.

В древневедийскую эпоху существовала особая жертва Чайтья, совершавшаяся в честь Чайтья, то есть памятника, воздвигнутого в честь учителя или пророка. Если такой памятник был близко, то жертвователь совершал ее сам; в противном случае он приготовлял две поминальные клецки (пинда) и передавал их посланцу, который одну из них брал себе, а другую должен был отнести к памятнику Чайтья. Если путь был не безопасен, то жертвователь должен был снабдить своего посланца еще оружием.

Примечание. Пинда (санскрит Pindas) – род больших клецек или шаров из вареного риса, сезамовых зерен, меда и масла, приносимых индусами в жертву предкам при обряде их поминовения или так называемого шраддха. Церемония жертвоприношения называется Пинда-питръяджня.

Ча́йтья — культовое сооружение в индийской, буддийской и джайнской архитектуре.

Первые чайтьи относятся к временам правления Ашоки Маурьи (III в. до н. э.), когда в Индии произошёл расцвет буддизма и появилась необходимость создавать монументальные памятники.[2] Это храм-молельня в виде вырубленного в скальном массиве продолговатого зала с двумя рядами колонн и ступой, помещённой точно напротив входа в закруглённом конце зала. Позднее чайтьи стали делать и как отдельно стоящее здание (однако это уже позднее: в V—VI вв. н. э.). Архитектурные элементы чайтьи восходят ещё к древнеарийской деревянной архитектуре. В камне имитировались древние конструкции, например, каменные ложные стропила, которые имитировали деревянное покрытие арийских домов. Потолок оформлен гнутыми деревянными ребрами. Выход оформлен часто как «портик» с килевидным завершением, который имитировал подобное же завершение фасадов жилых домов из растительного материала.

Чайтья

Один из древнейших памятников индийской архитектуры этого типа — чайтья в Карли (англ.)русск. I века до н. э. Внутреннее пространство отдаленно напоминает базилику: вырубленное в скале пространство разделено на три «нефа», отделенные друг от друга рядами колонн с горшковидными базами и сложными капителями (соединение мотивов колокола и цветка лотоса) со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур. В Бхадже (II век до н. э.) внутреннее оформление чайтьи гораздо скромнее: нет скульптурных рельефов, а вместо колонн — простые столбы. Вход в пещеру ничем не закрыт: арка входа равняется высоте её сводов. Среди пещер Аджанты также сохранились древние буддийские чайтьи: например, Пещера № 9 с колоннами, украшенными полосками орнамента, изящным декоративным фризом и ступой, сплошь покрытой рельефами (на ней же — изображение сидящего между двумя полуколоннами Будды).

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.