Жрецы славянские Славянская мифология История Руси

Жрецы славянские Славянская мифология История Руси Ж

У восточных славян, предков нынешнего русского народа, равно как и у южных, не было особого класса жрецов, как не было и развитого общественного богослужения. Даже в таких городах, как Новгород и Киев, не было храмов, хотя и были деревянные идолы. В каждом роде старейшина был вместе и жрец: он приносил жертвы, гадал о будущем. Общественные жертвоприношения совершались старейшинами в естественных капищах – рощах, а также у воды, причем жертва имела характер трапезы, поставляемой богам и душам умерших. Были у восточных славян и кудесники-волхвы, но они не имели значения жрецов, посредников между богами и людьми; они могли вступать в сношения только со злыми духами. У балтийских славян строились храмы, и в связи с этим развилось и могущественное сословие жрецов.

Жрецы балтийских славян носили особое белое одеяние, имели наблюдение за священными конями, содержавшимися при храмах, назначали дни праздников, закалывали жертву, вопрошали богов и предвещали народу будущее, возглашали молитвы, подавали присутствовавшим во храме советы и поучения. Прочная и довольно сложная жереческая организация существовала у древних литовцев. Духовным главой литовцев был верховный жрец Криве, или Криву-Кривайтис (Криве-Кривейто), имевший пребывание в Ромове; за ним следовали второстепенные жрецы, называвшиеся вайделотами, а затем низшие степени жрецов, носивших различные наименования. Полагают, что власть Криве распространялась не только на народы литовские, но и на некоторые чудские племена (эсты, ливы) и на кривичей, предков нынешних белорусов.

Знаменитый русский историк Николай Иванович Костомаров, сопоставляя слова Криве и кривичи, приходит к тому заключению, что уже в конце X и начале XI века жреческое сословие было вполне организовано. В противоположность установившимся воззрениям профессор А. Ф. Мержинский оспаривает мысль о широком распространении власти Криве и думает, что Криве – собственное имя последнего жреца огня в Ромове. Из современных русских инородцев, пребывающих еще в язычестве, но вышедших уже из периода шаманства, особую жреческую организацию имеют вотяки. Верховный жрец в каждой большой деревне (иногда – один для нескольких деревень) называется туно. Обыкновенно звание и знания туно переходят от отца к сыну, но и всякий изучивший искусство туно может занять эту должность. Туно пользуется громадным авторитетом; он объявляет народу волю богов, но жертвоприношений сам не совершает, избирая для этого особых жрецов. Для служения каждому божеству избираются два жреца; кроме того, существуют и другие жрецы второстепенного значения, занимающиеся изготовлением жертвенных яств и исполняющие другие подготовительные к жертвоприношениям работы.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.