Зосима Славянская мифология История Руси

Зосима Славянская мифология История Руси З

1. Зосима (Ζώσιμος) – византийский историк, живший в Константинополе, по всей вероятности в середине V века нашей эры и занимавший важные должности в финансовом управлении; написал дошедшую до нас историю Римской империи от Августа до 410 года (Ίστορία νέα), в 6 книгах (конец последней, кажется, утерян). Сочинение это выгодно отличается от большинства других исторических компиляций, как краткостью и чистотой языка, так и знанием дела, меткостью суждений и подчинением материала одной философской идее – стремлению раскрыть причины упадка Римской империи. Одной из этих причин Зосима считает распространение христианства, к которому относится враждебно (отсюда резкая критика деятельности Константина Великого и Феодосия I).

2. Зосима – преподобный, отшельник палестинский, жил в VI веке, при императоре Юстине старшем; память отмечается 4 апреля.

3. Зосима – римский папа в 417-418 годы, грек из Каппадокии, с живым интересом участвовал в пелагианских спорах и принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. Ему приписывают запрещение принимать в клир лиц несвободного состояния.

4. Зосима – иеродиакон и позже иеромонах Троице-Сергиева монастыря, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: “Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосима о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима”, или “Хождение инока Зосимы”. Зосима, по-видимому, принадлежал к братии Троице-Сергиева монастыря. В 1414 году он посетил впервые Царьград, сопровождая княжну Анну Васильевну, помолвленную за Иоанна, сына императора Мануила Палеолога. Весной 1419 года Зосима вторично предпринял путешествие в Византию, посетил Афон, острова Хиос, Патмос и 7 апреля 1420 года достиг Иерусалима. В своем “Страннике” он подробно описывает достопримечательности святого Града.

5. Зосима – преподобный, основатель Соловецкого монастыря; родился в Новгородской области, в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы, встретился с иноком Германом, который прежде того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году, они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом. В 1465 году преподобный Зосима перенес мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде, между прочим пред знаменитой Марфою посадницей. Зосима умер в 1478 году; канонизован собором 1547 года, и тогда же написана служба ему; память 17 апреля. 8 августа 1566 года мощи его перенесены в придел соборного храма, посвященный преподобному Зосиме и Савватию. Житие преподобного Зосимы и Савватия написано соловецким игуменом Досифеем, отчасти по собственным воспоминаниям, отчасти по рассказам инока Германа; литературную обработку дал ему в 1503 году митрополит Спиридон.

6. Зосима – митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 году, после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий, высказывался против казни еретиков, и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в “Просветителе” слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих “слухов”, записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси.

Список “богоотметных” книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора “Смиренного Зосиму поучение всему православному христианству”, прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосимы – все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы. В 1492 году Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 году, “своея ради немощи”, или, по свидетельству летописи, вследствие того, что “непомерно держался пития и не радел о церкви Божией”, Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 году, “причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину”. Это обстоятельство также говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.