Заговор

ЗАГОВОР — основанный на вере в мистику слова речевой обрядовый акт, совершаемый с целью повлиять на ход тех или иных событий или на какие-то состояния путем обращения к таинственным потусторонним силам.

Заговаривающий пытается силой произносимых слов, сопровождаемых, как правило, определенными обрядовыми действиями, привлечь на свою сторону силы иного мира, побудить их обеспечить желаемый для него ход событий или, напротив, ограждается от действия злых духов «запирается» от их влияния. Содержательное назначение заговоров очень многообразно. Поскольку считалось, что духи действуют всюду, всюду было возможно и применение соответствующих заговоров, причем в различных вариантах. Приведем примеры некоторых из них.

Заговор

Заговоры на любовь

«На море на Океане, на острове Буяне, стоит бел-горюч камень, на том камне лежат три камня, на тех камнях стоят три гроба, в тех гробах три доски, на каждой доске три тоски; первая тоска убивалася, с телом расставалася; вторая тоска убивалася, с телом сопрягалася; третья тоска убивалася, в сердце вошла. К тем гробам девица (имя) приходила, от тех трех досок три тоски износила; от тех гробов ветер подувает, тоску раб (имя) навевает, за упокой ее поминает; и был бы я ей,’ удал добрый молодец, краше красного солнца; по мне бы всегда тосковалася, сердцем со мной сопрягалася; сохла бы, да не умирала, в еде бы тоски не заедала, от первой тоски не положила бы руки, а век бы меня помнила, сохла бы да тосковала».

«Заговариваю я, родная матушка (имя) полюбовного молодца (имя) на любовь красной девицы (имя). Вы, ветры буйные, распорите ее белу грудь, Откройте ретиво сердце, навейте тоску со кручиною, чтобы она тосковала и горевала, чтобы он был ей милее своего лица, светлее ясного дня, краше роду-племени, приветливее отец с матерью, чтобы он ей казался во сне и наяву в день и полдень, в ночь и полночь, чтобы он   был пригожество красное, во любовь залучную чтобы она плакала и рыдала по нем, и без небы радости не видала, утех не находила. Кто камень Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет. Моему слову конец на любовь красной девицы (такой-то)».

«Пойду я в чистое поле, есть в чистом поле белый кречет. Попрошу я белого кречета: слетал бы он в чисто поле, в синее море, в крутые горы, в темные леса, в зыбучие болота и попросил бы он окаянную силу, чтобы дала она ему помощи сходить ему в высокий терем и застать его хошь бы середка темной ночи сонного. И сел бы белый кречет на белую грудь, на ретиво сердце, на горячую печень и вложил бы рабу (имярек) из своих окаянных уст, чтобы он не мог без рабы (имярек) ни жить, ни быть, ни пить, ни есть».

Заговор от лихого человека

«Иду я по чистому полю, навстречу мне 9 бесов с полудухами, все черные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами, к лихим людям. Держите их на привязи, чтобы я от них был цел и ,невредим по пути, по дороге, по дому и лесу, у чужих и родных, по земле и на воде, во обеде и на пиру, в свадьбе и на беде. Мой заговор долог, слова мои крепки; кто слово ниспровержет, ино быть во всем наиново, по худу, по добру, как во преди сказано».

Заговор против вора

«На море на Океане, на острове Буяне, стоит железный сундук, а в железном сундуке лежат ножи булатные. Подите вы, ножи булатные, к такому-то и сякому-то вору, рубите его тело, колите его сердце, чтобы он, вор, вор покражу такого-то, чтобы он не утаил ничего а выдал все сполна. Будь ты, вор, прок л моим сильным заговором в землю преисподнюю, за горы Араратские, в смолу кипучую, золу горючую, в тину болотную, в плоти мельничную, в дом бездонный, в кувшин банный, будь прибит в притолке осиновым коло иссушен суше травы, заморожен пуще ль окривей, охромей, ошалей, одеревяней, обезщчей, оголдей, отощай, валяйся в грязи, с людьми не свыкайся и не своей смертью умри».

Заговор идущего на войну

«Выхожу я во чистое поле, сажусь на зеленый луг, во зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видима-невидимая. Срываю три былинки: белую, черную, красну Красную былинку метать буду за Океан-мор на остров на Буян, под меч-кладенец; черную былинку покачу под черного ворона, то ворона, что свил гнездо на семи дубах, а гнезде лежит уздечка бранная с коня богатырского; белую былинку заткну за по узорчатый, а в поясе узорчатом зашит, зав колчан с каленой стрелой, с дедовской. Красная былинка притащит мне меч-кладенец,  черная былинка достанет уздечку бранную, белая былинка откроет колчан с каленой стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную с той уздечкой обретаю коня ярого, с колчаном, со каленой стрелой, разобью врага супостата. Заговариваю я ратного человека ( кого-то) на войну с сим заговором. Мой говор крепок, как камень Алатырь».

Заговоры на кровь

«Два брата камень секут, две сестры в окошко глядят, две свекрови в воротах стоят. Ты, свекор, воротись, а ты, кровь, утолись; ты, сестра, отворотись, а ты, кровь, уймись; ты, брат, смирись, а ты, кровь, запрись. Брат бежит, сестра кричит, свекор ворчит. А будь мое слово крепко на утихание крови у раба (имя)».

«На море на Океане, на острове Буяне, лежит камень Алатырь, на том камне Алатыре есть два орла орловича, два брата родные; они рубятся, секутся вострыми саблями, промежду их ни руды, ни крови, ни щипоты, ни ломоты. Так бы и у раба (имя) не было ни руды, ни крови, ни щипоты, ни ломоты».

«Ехал человек стар, под ним конь карь, по ристаньям, по дорогам, по притонным местам. Ты, мать-руда жильная, жильная, телесная, остановись, назад воротись. Стар человек тебя запирает — на покой согревает. Как коню его воды не стало, так бы тебя, руда-мать, не бывало. Пух земля, одна семья, будь по-моему! Слово мое крепко».

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.