Волк Славянская мифология История Руси

Волк Славянская мифология История Руси В

Волк в народных верованиях по толкованию мифологической школы, олицетворяет собой нечистую силу ночного мрака, потемняющих небо туч и земных туманов. По мнению исследователя древней славянской поэзии Александра Николаевича Афанасьева, это представление стоит в ближайшей связи с представлением о благодатных небесных тучах в виде стад: как земные стада имеют врага в волке, так и небесные стада должны были иметь своих мифических волков.

В Кормчей книге говорится, что волкодлаки съедают солнце и луну: это как бы соответствует тому, что тучи закрывают небесные светила перед глазами людей. Зима называется волчьим временем, а у болгар время от Рождества до Крещения – “волчьими праздниками”, в продолжение которых женщины не прядут, не ткут и не шьют одежд, потому что того, кто наденет на себя платье, сработанное в эти дни, разорвут волки.

По русскому поверью, волк находится в распоряжении святого Георгия Храброго, который рассылает волков во все стороны света и каждого научает, чем ему пропитаться; если кого обречет святой Георгий на съедение волкам, того уже никто спасти не может; в Малороссии волка называют “Юрова собака”; у хорутан существует сходное предание, но там вместо святого Георгия является просто волчий пастух.

Фольклорист и исследователь народной поэзии Александр Николаевич Афанасьев считал, что и в случае с древнерусским поверьем о святом Георгии Храбром волк имеет мифологическое значение, а святой Георгий вступает в роли бога-громовника. Около дня Рождества древние латыши, при особенных языческих церемониях, жертвовали волкам козу, с целью отвращения вреда от скота; по мнению русского историка Виталия Осиповича Эйнгорна, в этом случае волк отождествляется с лешим.

Волк играет видную роль в народно-медицинских суевериях. Так, в Малороссии волчий зуб вешают детям на шею для облегчения зуборащения, а во Франции для этой же цели надевают еще башмаки из волчьей кожи. В Бельгии, в окрестностях Люттиха, во время желудочных болей кладут на живот кожу с груди волчонка, а экскременты волка считаются лучшим средством от колик.

Волк в гербах служит символом злости, прожорливости, жадности и называется хищным (ravissant), если держит добычу, и разъяренным (allumé), если его глаза отличены от всего тела особой краской. Волковня – геральдическая фигура, подобная полумесяцу, с колечком в середине.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.