НЕТОПЫРИ – буквально – разновидность летучих мышей. Но считалось, что они являются воплощением навьих душ, что по ночам проникают к человеку и сосут у спящих кровь. Представлялись или изображались нетопыри виде летучей мыши с лицом очень злобного человека, а самих летучих мышей, сушеных или их кровь использовали при колдовстве
Нетопырь в славянской мифологии — ночное животное, в которое вселяется душа злого человека, живущая в нём 300 лет, после чего переселяющаяся в человека для нормальной жизни. В европейском фольклоре существует представление о прочной связи летучих мышей с нечистыми силами. .
Очень неплохой обзор этих легенд дают Хилл и Смит в своей книге «Bats. A natural history».
Сейчас в сознании людей довольно прочно укоренилась и связь летучих мышей с вампирами. Полагают, что идею вампиров (известно, что слово «вампир» пришло в Европу, точнее – в Германию от каких-то славян, но точное происхождение его неизвестно) принесли в Европу цыгане из Индостана. В индийской традиции существа, пьющие кровь, не представляют редкости, но примечательно, что они никогда не ассоциировались с летучими мышами. Сами цыгане полагали, что вампирами могут быть собаки, кошки, лошади (!), овцы (!!), куры (!!!), пауки и змеи, но летучие мыши в этом списке также отсутствовали.
Летучие мыши-вампиры присутствовали в фольклоре некоторых центральноамериканских народов, в частности, в пантеоне древних Майа присутствовал Камазоц, бог Смерти и Подземного мира, с головой листоносой летучей мыши (которая на языке Майа называлась «зоц» ) и зубами мыши-вампира. Рассказы об огромных мышах-вампирах присутствуют в фольклоре индейцев Аравак, живущих на севере Гвианы. Индейцы никогда не рискуют ночевать под открытым небом, опасаясь нападения демонического существа (которое не только выпивает кровь, но и обгладывает жертву до костей) . Некоторые центральноафриканские племена верят, что летучие мыши являются проводниками душ ведьм на тот свет. Связь летучей мыши с миром смерти присутствует у многих народов. Так, в Древней Греции летучие мыши (Никтериды, то есть дочери Никты, богини ночи) были священными животными Персефоны, супруги Гадеса (Аида) – бога подземного мира.
Во множестве народов существуют легенды о том, что летучая мышь – полуптица-полузверь и имеет двойное происхождение.
Само слово «нетопырь» (в первоначальном написании, возможно «непетырь» , см. «Этимолог. словарь Русского языка»), распространенное в Восточной и Южной Европе для обозначения летучих мышей, переводится как «не-птица» или «недоптица» .
Болгары считали, что летучая мышь рождается из яйца, как птица. Крайне распространен сюжет (он присутствует в африканских, европейских и центрально-азиатских сказках практически стереотипно) о войне между птицами и зверями и о том, что летучая мышь по ходу битвы присоединялась то к одной, то к другой стороне (или же, наоборот, отказывалась выступать на одной из сторон, каждый раз ссылаясь на свою принадлежность к противоположной) . С тех пор она прячется в подземельях и дуплах и вылетает только по ночам, чтобы не попадаться на глаза бывшим противникам. В австралийской легенде этот сюжет дополнился следующими подробностями: во-первых, вместе с летучей мышью была сова, а во-вторых битва кончилась тем, что Великий Дух, рассердившись и на птиц, и на зверей, спрятал солнце. Сова отказалась искать солнце, летучая же мышь, мучаясь угрызениями совести, согласилась. И вернула-таки, правда не на все время: солнце-бумеранг стало с тех пор летать по кругу, вставать и заходить. Летучая мышь предпочла остаться ночным существом, но с тех пор боится совы. Само происхождение летучих мышей – тоже объект для возникновения легенд. Так, украинцы, русские и поляки верили, что в летучую мышь превращается мышь обычная, поевшая со стола освященной перед Пасхой пищи . Согласно болгарской легенде, в летучую мышь Бог превратил беглого преступника.
Ночное млекопитающее , имеющее двойственную природу: мышь и птица.
Нетопыревые составляют семейство рукокрылых (более 150 видов), что значительно больше трети всех видов этого отряда. К Летучим мышам, рукокрылым относят кожан, нетопырей, ушан, курносых летучих мышей.
Белорусы. Считают нетопыря душой умершего колдуна. В Белоруссии больной лихорадкой три дня должен носить под мышкой завернутую в тряпку Летучую Мышь, а затем выпустить ее: считается, что, приняв на себя лихорадку, Летучая Мышь отнесет ее далеко от человека.
Душа Двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике или оборачивается летучей мышью.
В Белоруссии больной лихорадкой три дня должен носить под мышкой завернутую в тряпку Летучую Мышь, а затем выпустить ее: считается, что, приняв на себя лихорадку, Летучая мышь отнесет ее далеко от человека..
В Болгарии девушки и парни, желающие вступить в брак, носят при себе Летучую мышь, чтобы к ним «прилепился» тот, в кого они влюблены.
Болгары верят, что к человеку, носящему при себе Летучую Мышь, «прилепится» богатство.
В Болгарии кровью Летучей мыши лечат ребенка от испуга и различных внутренних болезней.
Летучую мышь или ее голову болгары вешают в амбаре, чтобы он был полон, в лавке — чтобы в ней было изобилие товара, а украинцы закапывают под порогом дома, чтобы иметь успех в денежных делах, кладут в сундук с деньгами, чтобы деньги прибывали сами собой.
Русские считают Нетопыря кикиморой.
Русские охотники на медведя берут с собой Летучую Мышь, считая, что в этом случае медведь непременно выйдет на охотника.
Польские корчмари для привлечения пьяных прибивают Летучую Мышь к стене корчмы.
Славяне. Летучая мышь считалась нечистым животным, соединяющим в себе свойства птицы и «гада» (мыши, лягушки).
Согласно русским, украинским и польским поверьям Летучая мышь становится обычная мышь, съевшая что-нибудь освященное: свечу, кусок кулича или мясо.
Украина. Украинцы считают ее другом чёрта, поляки — злым духом, душой спящей ведьмы и вампиром.
Финский фольклор утверждает, что душа спящего становится нетопырем, возвращаясь утром. Потому нетопырей днем никто не видит.
Хорваты. Названия типа «полумышь-полуптица», «полуптица-полумышь» встречаются у словенцев и хорватов.