Горыня

Горыня Г

ГОРЫНЯ — обладающий необычной силой витязь, богатырь, который не только выворачивал из гор огромные камни и целые скалы, но и передвигал и обрушивал на своих неприятелей целые горы, запружал ими реки: одной рукой гору сворачивает, дорогу себе прокладывает. Образ Горыни является формой выражения осмысления людьми стихийных сил природы.

горыня богатырь
Горыня (Горыныч, Вергогор, Вернигора) захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или “на мизинце гор укачает, горы сворачивает”.

Горыня — титан, горный великан, охраняющий темное царство, по одной из версий может обращаться в Змея. Горыня — один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Горыня обладает нечеловеческой силой; в сказках, нарушая (изменяя) природу вещей, помогает главному герою или иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. По предположениям, имя это происходит от слова «гореть», и упомянутые три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода.

 

ГОРЫНЕ близок и другой эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах ГОРЫНИ и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь), а не “гора”. В таком случае не исключено,что триаде ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа – Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср.дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Особенно близки им некоторые герои балтийских сказок — литовск. Калнавергис (букв. “Вернигор”, “Вертогор”) или Ажуолрович (букв. “Вырвидуб”) и т.п.

Вместе с тем триада сказочных богатырей имеет и другое положительное соответствие — Вечорка, Зорька и Полуночка, выступающие в сходном сюжете со Змеем и тремя царствами и связанные с Солнцем. В этом контексте показательно участие Вертогора и Вертодуба в сказке, где участвует Солнцева сестра. Тем самым намечается как противопоставление “хтонически – пространственных” трех богатырей “астрально – временным”, трем отражениям разных моментов солнечного суточного цикла, так и связь между ними в едином сказочном сюжете. Сказки о ГОРЫНЕ, ДУБЫНЕ И УСЫНЕ могут расцениваться как отражение архаичного мифа о поединке со Змеем (или трехголовым Змеем) или тремя Змеями.

В образе Горыни, чье имя, вероятно, восходит к слову «гора» (имеется в виду «большой, как гора») наши предки скрыли предупреждение: бесконтрольная мощь всегда таит в себе великую опасность. Легенда об асилках и волотах учит нас тому, что человек, создавая что-то новое, а в более широком смысле – совершая любое действие, всегда должен быть готов к последствиям. Ответственность – вот, что отличает настоящую силу (как физическую, так и духовную). Сила без ответственности – это хаос, небытие, энергия без воплощения. Такая энергия не несет с собой даже разрушения.

 

 

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.