Дворовый

Дворовый Д

dvorovoy2ДВОРОВЫЙ — дух двора. Подобие или разновидность домового, обитающий во дворе дома. Покровитель двора. Если любит хозяев, то охраняет их двор, заботится о порядке, о скотине и т. п. — заботится о сохранении и приумножении богатства. Но дворовый более беспокоен, более вредный и пакостливый, чем домовой: во дворе неприятных случайностей происходит больше, чем в доме, вот они и приписывались дворовому.

Отрицательные черты характера дворового проявляются, например, в том, что он любит только вороных и серых лошадей, но не любит буланых и сивых, в том, что он может, якобы из ревности, погубить новорожденного жеребенка или теленка, поэтому их следует сразу же занести в дом.

Дружит же дворовый только с козлами и собаками. Но и собак белых, и кошек ненавидит. Ревностно и недоброжелательно дворовый относится и к духам соседних дворов, нередко старается им напакостить — очевидно, что это человеческая зависть, принявшая мифологическую форму.

Внешне дворовый похож на домового, мохнат, но лыс. Если его хотят задобрить, то угощение для него кладут в ясли, поднося его на вилах. При покупке коня или какой-либо иной скотины хозяин, приводя ее во двор, обводил три раза вокруг себя (при этом нельзя было держать узду голой рукой) и говорил, обращаясь к дворовому: «Вот тебе, хозяинушко, мохнатый зверь на богатый двор; пой, корми, рукавичкой гладь». При новоселье, при переводе скотины, например коров, на новый двор старший из хозяев, обращаясь к дворовым духам, говорил: «Кормилец-батюшко, кормилица-матушка, как я люблю этих коровушек, так и вы их любите».

 

Заговор, чтобы видеть дворового: «Дядя дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приход таким, каков я».

 

Первого ноября (по старому стилю) совершали обряд изгнания со двора лихого дворового выбирали лошадь, которую дворовый больше всего не любит, и объезжали на ней весь двор верхом, размахивая вокруг помелом, обмакнутым в деготь. Этим помелом дворовому ставили на лысине отметину, после чего он сбегал двора.

dvorovoy1-1По характеру отношений с хозяином двора — злой дух. Дворовой чрезвычайно раздражительный и склочный дух. Нередко домовладельцы терпят много бед от ссор соседних дворовых, которые стараются навредить друг дружке и разорить места обитания.

Но верили, что если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, будет приносить много потомства. Он кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, привязывает красные ленточки, заплетает ее в косички, которые ни в коем случае нельзя расплетать, чтобы не навлечь гнев дворового. На Русском Севере рассказывают об этом так: «У деда вот конь был белый. А дворовой, уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а если не полюбит, так изведет. Так вот, конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено. „Батя, ты клал?” — „Нет, не я”.

А в другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит: человек-то будто высокий такой подошел к коню да и сена ему наложил и косу заплел. Вот дед пошел домой и сказал, что дворовой сено кладет».

Отношение дворового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась дворовому «не ко двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину он мучит.

Он всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей — знающий хозяин старается не держать такую живность. «У нас четыре коня было. Одного-то невзлюбил дворовой, и все. Утром приходят мужики: у всех коней овес насыпан, гривы заплетены (он им косички мелкие-мелкие плетет). А этот вспаренный весь, храпит. Ну, решили мужики подкараулить его. Взяли, подвесили дырявое ведро под овес, а сами за скирдой спрятались. А дворовой пришел, стал овес насыпать, а ведро дырявое. Он как кинет его в скирду, в мужиков. Ох, перепугались они и убежали».

Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

Описание и обряды

Жизнь скотины и крепость хозяйства зависит от расположения к ней дворового. Если дворовой любит семью и скотину, во дворе и хозяйстве царит благополучие, если он рассердится за что-либо на хозяев дома, то он приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить дворового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: он любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе (рус.), стоять на мусорной куче (рус), женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами (восточная Украина), нельзя ночью работать (укр. чернигов.).

Дворовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Дворовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки (рус., в.-укр., бел.). Отношение дворового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась «хозяину» «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину дворовой мучит, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у неё корм, а в кормушку кладет навоз (в.-слав.). Такую скотину продавали, поскольку считалось, что дворовой всё равно её изведёт.

У русских во дворе совершались ритуалы задабривания дворового. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву.

По восточно-славянским поверьям, от дворового зависело благополучие скота и домашней птицы; выбор животных при купле-продаже связывали с предполагаемым «вкусом» дворового. В Костромском крае, чтобы защитить от него купленную скотину, брали хлеб с солью и шли на двор, где, кланяясь, приговаривали: «Батюшка, домовой, настоятель дорогой, люби нашу скотину». Ср. русские диалектные фразеологизмы, относящиеся к разведению скота: ко двору, по двору, что значит — скот хорошо ведется в хозяйстве, и не ко двору, не по двору, т. е. «скот не ведётся, болеет, дохнет».

Русские называли 8 (21) ноября днём дворового.

Полезно? Оцените
( Пока оценок нет )
Вы знаете что делать:
Древний бестиарий