Истоки индустриальной цивилизации Эпоха Возрождения и Реформация История

Истоки индустриальной цивилизации Эпоха Возрождения и Реформация История разное

На предыдущих страницах речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI века западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV–XVI столетий в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.
Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Сам термин в привычном нам смысле слова (Rinascita по-итальянски, Renaissance по-французски) предложил представитель маньеризма Джорджо Вазари (1511–1574 годы) еще в середине XVI века. Культура Возрождения оценивалась и оценивается в историографии весьма по-разному. Одни историки превозносят эту культуру как открывшую новую эпоху, новые идеи права, свободы, демократической организации общества. Другие, напротив, возлагают на эту культуру ответственность за разрушение устоев морали, нравственности, церкви, семьи; они склонны даже менять термин «Возрождение» на «Вырождение» (Л. П. Карсавин). При всей разности взглядов, обе позиции сходятся в том, что эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.

Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино (1433–1499 годы) и Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 годы) в конце XV века: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.

Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески (1377–1446 годы) и другими живописцами XV века. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV столетия своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV–XVII веков. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя – наряду с античной и библейско-евангельской традицией – сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.

Сознание в состоянии выбора – ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет – в контексте церковных реформ – и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм. Как показывают новейшие исследования, в частности, Л. М. Баткина, человек впервые стал осознавать себя индивидом, личностью только в эпоху Возрождения. Сам термин «индивид» производен от латинского «individuum», то есть «неделимый», социальный атом. В ту же эпоху появилось понятие «persona» – личность, физическое лицо в правовой процедуре. В античности это понятие обозначало лишь театральную маску. Теперь же оно выражало субъекта права; личность стала осмысляться обладавшей неотъемлемыми, прирожденными правами на жизнь, на свободу и на собственность. Как собственность стали восприниматься результаты творческой деятельности, изобретения и идеи. Неслучайно именно в то время возникло понятие авторства, прежде неизвестное, возникли первые процессы по авторскому праву. Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.