Градостроительство мусульман История

Градостроительство мусульман История разное

Исламская цивилизация, несмотря на исходный номадический импульс, знала развитое градостроительство. Возводились города (шахр, медина) как центры торговли, ремесла, административного управления и религиозного культа. Центральная часть города – медина – предназначалась для соборной мечети, дворцов, караван-сараев. В городах обязательно имелись медресе, духовные училища, нередко соединявшиеся с мечетью, библиотеками, банки, госпитали. Основателем первого медресе является Салах-ад-Дин, или в европейской огласовке – Саладин (1138–1193 годы); тогда же, в конце XII века, была создана первая публичная библиотека, получившая название «Библиотека Мустансирия». Особое внимание уделялось устройству фонтанов, искусственных водоемов, цистерн, делались подземные водопроводы. Считалось, что колодцы для омовения во всех мечетях соединялись под землей с колодцем Каабы – главной мусульманской мечети в Мекке.

Мечеть в каноническом понимании представляла собой замкнутый квадратный или прямоугольный двор. Это открытое сверху пространство для молитвы. В центре двора – колодец или фонтан. Вдоль стен могли идти арки. В одной из арок, сориентированной на Мекку, устраивалась ниша – михраб. Рядом находился минбар – возвышение для муллы, проповедника. Тут же устанавливался на подставке Коран. С внешней стороны мечети высился минарет: башня, с которой слепой муэдзин призывал правоверных на молитву. Помимо Каабы выделялись мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») в Иерусалиме (VII век), мечеть Омейядов в Дамаске (VIII столетие), Большая мечеть Самарры (IX век), занимавшая 38000 квадратных метров; еще большей достопримечательностью последней мечети был минарет пятидесяти метров высотой, напоминавший Вавилонскую башню.

Из светских построек мусульман выделялись замки, например, Каср аль-Хейр аль-Гарби в Иордании (VIII век) или Алькасаба в Испании (VIII столетие), увенчанная сорока пятиметровой квадратной башней. Халифы и султаны соперничали между собой за обладание самыми великолепными дворцами. Шедевром исламской архитектуры является дворец кордовских халифов Альгамбра (XIII–XIV века). Парадной резиденцией халифов являлся дворец Комарес, перед которым был устроен Миртовый двор; в башне Комарес находился зал послов с троном халифа; частью дворцового комплекса был Дворец Львов, предназначенный для частной жизни правителя. Дворец украшался росписями, вазами, каменной резьбой, был оборудован совершенной водопроводной системой, питавшей многочисленные фонтаны и бассейны и озонировавший воздух в помещениях.

Ислам запрещал антропоморфные изображения, отвергал иконы и скульптуры. Отсюда особое значение геометризованного орнамента, который приобрел смысл сакрального языка для необразованных. Знак означал Аллаха; знак – символизировал Каабу; – око Аллаха; – истинную веру, ислам; – пять столпов ислама (вера в Аллаха, молитва, милостыня, пост, хадж). Несмотря на запрет, в суннитских областях, в Сирии, Палестине, Египте, сохранялись традиции фресковой живописи; в Иране развивалась книжная живопись – миниатюра. В IX–X веках переживала интенсивный расцвет арабская литература. Непревзойденными мастерами художественного слова стали Фараздак, Ахталь, Абу-Нувас, Абу-аль-Атахия.

Музей исламского искусства был основан в Каире в 1881 году. В музее представлены памятники средневекового монументально-декоративного и прикладного искусства арабских стран, Ирана и Турции; рукописи и миниатюры. Коллекция насчитывает около 62 тысяч произведений искусства. Основу собрания составили поступления из каирских мечетей, частных домов, раскопок Фустата (старого города, основанного арабами в 641 году и впоследствии присоединенного к Каиру).
Среди наиболее ценных экспонатов: рельефы из Фатимидского дворца со сценами охоты и др. (XI век); облицованная деревянными панелями стена из школы Корана в Розетте с оформленными проемами для книг (XVII век); турецкое мозаичное панно, изображающее Священную Каабу и мечеть Аль-Харам в Мекке (XVI столетие); папирус, состоящий из двенадцати частей, с требованием аббасидского префекта Мусы к царю Нубии о компенсации за убийство купца (758 год); столик султана Калауна (1327 год) мастера Мухаммеда ибн Сункура из Багдада, лампы из мечетей и сосуды с росписью цветными эмалями и другие памятники исламского искусства.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.