Зенон Античная мифология и история

Зенон Античная мифология и история Античная мифология

Зенон – основатель стоической школы, сын Мназея; родился в греко-финикийском городе Китие, на острове Кипре; занимался сначала морской торговлей; около 320 года до нашей эры переселился в Афины, где стал учеником Кратеса, но, недовольный его “киническим бесстыдством”, перешел к Стильпону и к диалектику Диодору. Став сам учителем, Зенон собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые сначала назывались, по его имени, зенонеями, а потом, по месту преподавания (ποικιλη Ζτοα) – стоиками. Превосходные качества его характера заслужили ему особенное уважение афинян и царя Антигона Гоната; награжденный при жизни золотым венцом и статуей, он по смерти удостоился почетного погребения в Кермаике. Живя крайне просто, без семьи и рабов, Зенон избегал, однако, цинической нищеты и грязи. Он прожйл в Афинах около шестидесяти лет и достиг глубокой старости; год его смерти как и рождения в точности неизвестен (по предположению Целлера он умер в 270 году, по Дройзену – в 267 году до до нашей эры. Писания Зенона по этике, диалектике, физике и пиитике, перечень которых находится у Диогена Лаэрция, отличались, по древним свидетельствам, краткостью и отсутствием красноречия, ог них сохранились лишь немногие и незначительные отрывки, сомнительной подлинности. В общем учении стоиков, как оно излагается у древних авторов, невозможно определить, что собственно принадлежит Зенону и что – его преемнакам, Клеону и Хризиппу.

Зенон Элейский (V век до нашей эры) – философ, элеец, сын Телевтогора, любимый ученик Парменида, подтверждал его учение о единстве и неподвижности бытия диалектическими аргументами, показывая, что противные ему обычные представления о множественности и движении распадаются во внутренних противоречиях. Аристотель называет его изобретателем диалектики.

Зенон Сидонский – ученик афинского эпикурейца Аполлодора (II век до нашей эры). Циперон в своем философском труде “О природе богов” называет его главой эпикурейцев и остроумнейшим из них; по свидетельству Диогена Лаэрция, он много писал; Прокл говорит об одном его сочинении, в котором он нападал на достоверность математических доказательств. Собственные его сочинения до нас не дошли, но сохранившийся трактат Филодема: περί σημέίων, составлен по лекциям Зенона Сидонского, у которого, вероятно, заимствованы некоторые места в первой книге цицероновского сочинения “О природе богов” (“De natura deorum”). О философе того же имени и из того же города Сидона упоминает Диоген Лаэрций, как об ученике Зенона стоика; его иногда смешивают с Зеноном Тарсийским.

Зенон Tapcийcкий – сын Диоскорида, последователь стоика Хризиппа, оставил мало книг, но много учеников; сомневался в общем стоическом догмате об истреблении вселенной огнем; из его писаний не сохранилось ничего.

Зенон Исаврянин – византийский император (474-491 годы), родом из знатной семьи в Исаврии, в 468 году женился на Ариадне, дочери императора Льва I и изменил свое первоначальное имя Τρασκαλισσαίος на Зенон. Лев I имел в виду противоставить его могущественному полководцу Аспару, которому сам был обязан престолом. Зенон был назначен патрицием, начальником императорской гвардии и главным военачальником малоазиатского войска. Аспар составил заговор с целью убить Зенона во время Фракийской войны, но замысел не удался, и Зенон, вернувшись в столицу, обвинил Аспара в измене и велел его убить, вместе с его сыном Ардабурием, которому раньше была обещана Ариадна. Некрасивый, трусливый и развратный Зенон Исаврянин внушал Ариадне отвращение, но тем не менее она из честолюбия помогала ему во всех его планах. В 474 году Лев I умер, назначив наследником сына Зенона и Ариадны, четырехлетнего Льва. Зенону поручено было регентство, и, благодаря проискам тещи его, Верины, корона была возложена и на него. Малолетний Лев прожил лишь насколько месяцев после смерти деда; смерть его вызвала сильные подозрения против его родителей, тем более, что теперь Зенон Исаврянин провозгласил себя императором.

В то время как новый император предавался оргиям, Верина составила план возвести на престол своего брата Василиска, и Зенон Исаврянин в 475 году принужден был бежать из Константинополя в Исаврию, куда его преследовали полководцы Василиска. Остатки армии Зенона потерпели поражение, и он принужден был укрыться в одном из укрепленных мест Исаврии, вместе с Ариадной. Василиск, достигнув власти, вел себя еще хуже Зенона Исаврянина, который частью оружием, частью интригами в 477 году снова добился престола. Василиск был сослан во Фригию и там скоро умер. Империя страшно терпела от вторжений варваров, но частые заговоры и внутренние раздоры не давали Зенону Исаврянину возможности обратить против них оружие. Чтобы избавиться от поселившихся в Мезии остготов, он разрешил Теодориху занять Италию и лишить престола Одоакра, что имело последствием основание Остготской империи в Италии. После смерти Зенона Ариадна отдала свою руку Анастасию, коронованному в 491 году. В церковной истории Зенон Исаврянин известен своим указом “Генотикон”, 482 года.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.