Трофоний Греческая мифология

Трофоний Греческая мифология Античная мифология

Трофоний или Зевс Трофоний (Τροφώνιος), в греческом мифотворчестве первоначально хтоническое божество, тождественное с Зевсом Подземным (Ζεύς χθόνιος). По распространенному верованию, Трофоний был сыном Аполлона или Зевса, или орхоменского царя Эргина, братом Агамеда, питомцем богини земли – Деметры. В культе Трофоний сближался с Деметрой Персефоной, Асклепием и другими божествами, которые в Беотии были известны под собирательным именем Трофониадов. Храм Трофония находился близ беотийского города Лебадии; здесь же существовал известный в древности пещерный оракул, так как Трофоний наряду с другими хтоническими божествами (Амфиараем, Асклепием) имел силу открывать людям будущее. Предсказания давались людям во сне, причем лица, обращавшиеся к оракулу, должны были выполнить ряд обязательных обрядов, описание которых мы находим у Павсания (IX, 39, 5). Желавший сойти в прорицалище, должен был предварительно провести известное число дней в храме “Доброго Демона и Доброй Тихи”; в течение этого времени полагалось совершать установленные очищения, омываться в реке Геркине и совершать жертвоприношения Трофонию, его сыновьям, Аполлону, Кроносу, царю Зевсу, Гере и Деметре – Европе. При каждом жертвоприношении должен был присутствовать жрец, предсказывавший по внутренностям животных, будет ли Трофоний благосклонен и милостив к вопрошающему; решающим жертвоприношением было последнее, происходившее перед спуском в пещеру над ямой, где закалывали барана.

Накануне самого спуска, в первую ночь, двое юношей, в возрасте приблизительно тринадцати лет, вели вопрошающего к речке Геркине, мыли его, натирали маслом и вообще прислуживали при предварительных обрядах. Затем жрецы направляли его к двум источникам, из которых он пил поочередно воду забвения, чтобы забыть все земные горести, и воду воспоминания, чтобы запомнить все, что предстояло увидеть в пещере, после чего подходил к статуе и, помолившись, шел к прорицалищу. Прорицалище находилось за рощей на горе; около входа в пещеру возвышалась ограда из белого мрамора, занимавшая небольшое пространство и имевшая в вышину 2 локтя. Пещера была искусственная и с виду имела подобие тщательно обработанной печи, шириной в 4 локтя и глубиной не больше 8 локтей. Ступеней в пещеру не было, и обращавшимся к оракулу давали узкую лестницу. Внизу было отверстие шириной в 45 сантиметров; сюда опускал отправлявшийся к оракулу ноги, подвигаясь настолько, чтобы в отверстие прошли колена. Когда колена были продвинуты, насколько было возможно, тело втягивалось само собой, и с такой силой, с какой большая стремительная река уносит связанного человека. Лица, попавшие таким образом внутрь святилища, узнавали будущее, одни посредством зрения, другие посредством слуха, большинство же через сновидения. Возвращались на землю тем же путем и через то же отверстие, то есть с вытянутыми вперед ногами.

По рассказам, никогда никто из спускавшихся в пещеру Трофония не погиб, кроме одного из греков, который не исполнил ни одного из предписанных священных обрядов и спускался не для вопрошания бога, а для ограбления святилища. Вышедшего от Трофония жрецы брали на руки и, посадив на так называемый трон Мнемозины, стоявший неподалеку от святилища, расспрашивали о виденном и слышанном, но вопрошавшие бывали обыкновенно в таком столбняке и ужасе, что нужно было некоторое время, чтобы прийти в себя: оправлялись они в том же святилище “Тихи и Доброго Демона”. Когда они приходили в себя, они были обязаны написать на дощечке обо всем, что видели и слышали: эти дощечки оставлялись в храме Трофония. Оракул Трофоний пользовался большим авторитетом, особенно когда сбылось предсказание о победе при Левктрах: с этого времени был установлен местный праздник, сопровождавшийся играми (Τροφώνια); не меньшим авторитетом пользовался оракул и у римлян, особенно в императорскую эпоху. На распространенность в Греции культа Трофония и его оракула косвенно указывают насмешки, которыми комики Кратин, Алексид и Менандр осыпали верующих приверженцев этого культа.

Впоследствии Трофоний из хтонического божества сделался местным, и круг мифов о нем расширился прибавкой местных героических сказаний. Рассказывали, что он был строителем лебадийского прорицалища, дельфийского храма, сокровищницы беотийского (орхоменийского) царя Гириея, дворцов и прочих сооружений. На Трофония и брата его Агамеда была перенесена и египетская легенда о сокровищнице Рампсинита. Трофоний вместе с братом-близнецом Агамедом слыл знаменитым зодчим. В сокровищнице братья сделали тайный лаз и добывали оттуда золото и серебро, не трогая замков. Когда Агамед попался в поставленный там капкан, Трофоний отрубил ему голову, чтобы скрыть личность преступника. Однако расступившаяся земля поглотила Трофония. Спустя некоторое время беотийцев замучила засуха. Оракул в Дельфах посоветовал обратиться к оракулу Трофония. Они не знали, где его найти, но вскоре пчелиный рой привел одного из них в Лейбадейскую пещеру, где перед ним неожиданно явился Трофоний и объявил, что он теперь бог и будет прорицать в этом месте (Павсаний, IX 37, 5-7).

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.