Ктесий Греческая мифология

Ктесий Греческая мифология Античная мифология

Ктесий (Κτησίας), в греческой мифологии в соответствии с гомеровской “Одиссеей” царь острова Сироса (один из архипелага Кикладских островов), отец Эвмея, который в младенчестве был похищен пиратами. Проданный затем ими Лаэрту, Эвмей рос при царском доме и был назначен Антиклеей смотрителем свиных стад. Впоследствии Эвмей оказался один из немногих слуг, сохранивших верность Одиссею во время его отсутствия.

Ктесий, в древности греческий историк, сын Ктесиоха, уроженец дорийского Книда, из рода Асклепиадов, современник Геродота, Гиппократа, Ксенофонта; писал по-ионийски. Состоял врачом при дворе персидской царицы Парисатиды в течение семнадцати лет (415-398 годы до нашей эры); после сражения при Кунаксе в 401 году излечил Артаксеркса от раны; остаток жизни провел в родном городе и в Спарте. Сочинения Ктесия: “Персия”, “Индия”, “О реках”, “О горах”, “Плавание вокруг Азии”. Замечательнейшее из них – “Персия” (Περσικά), в 23 книгах, из которых первые шесть содержали в себе историю Ассирии и Мидии, следующие семь – историю Персии от Кира до смерти Ксеркса, последние десять – дальнейшую историю Персии до 398 года до нашей эры, когда Ктесий покинул персидский двор. Пребыванием в Сузах Ктесий воспользовался для ознакомления с персидским языком, с персидскими источниками, устными и письменными, официальными и частными и сообщил грекам множество сведений о странах дальнего Востока, о персидском царстве и о греко-персидских войнах. Одним из мотивов к составлению “Персии” было, по словам самого автора, желание исправить показания Геродота, которого он часто изобличает во лжи и называет баснописцем.

Из персидских царских летописей (βασιλικαί διφθέραι, άναγραφαί) Ктесий заимствовал легендарные известия и романические рассказы о древнейших временах Ассирии, объединяемых именами Нина, Семирамиды и Сарданапала. Достоверность этой части “Персии”, известной нам из Диодора, весьма невелика. Во многом показания Ктесия менее благоприятны для варваров, нежели геродотовские. Он одинаково с Геродотом говорит о поражениях варваров при Марафоне, Фермопилах, Платеях и Саламине, о бегстве Ксеркса и т.п. Весьма заметно расположение автора к Спарте и ее героям, каковы, например, Леонид, Клеарх. Из афинских военачальников более других прославлены им Мильтиад, Фемистокл, Аристид; но торжество над варварами изображается как дело всех эллинов, а не одних афинян, на чем настаивает Геродот. Многим известиям Ктесия по истории Персии и греко-персидских отношений должно быть отдано предпочтение перед геродотовскими.

Но Ктесий еще больше, чем Геродот, склонен был украшать историю занимательными рассказами, в том числе и достаточно неправдоподобными. Большой простор этой своей наклонности дал Ктесий в сочинении об Индии; оно же главным образом подавало повод позднейшим критикам – Арриану, Аристотелю, Лукиану, Страбону – к обличительным отзывам о Ктесии. Правда, многие рассказы Ктесия об Индии нашли себе подтверждение в известиях позднейших путешественников: но рядом с ними есть и самые невероятные сообщения. Ктесий не довольствуется рассказами о небывалых животных; он всячески силится уверить читателя, что этих животных он видел сам или говорит о них со слов очевидцев. В Индии Ктесий не был и писал о ней по рассказам пограничных с Индией персов. “Персия” и “Индия” дошли до нас в так называемом извлечении патриарха Фотия, а также в изложении и цитатах Диодора, Страбона, Афенея, Плутарха и других авторов.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.