Центурии Античная мифология и история

Деление на центурии в древнем Риме теснейшим образом связано во всем римском предании с делением на классы и носит, как и последнее, частью политический, частью военный характер. Вся реформа приурочивается к предпоследнему царю Рима, Сервию Туллию, которого, весьма возможно, предание и изобрело специально как царя – αίτιον – реформы. Как бы то ни было, наболее достоверное предание о первых временах римской республики предлагает признать положение о действующих политических и военных делениях, почти как исключительно класс и центурию; рядом с ними курии фигурируют только как антиквированный институт. В военном отношении центурия, как подразделение класса (призыв), есть призывная единица, первоначально ставившая одну центурию, то есть сотню пехотинцев или всадников. Очень рано, однако, центурия стала функционировать исключительно как призывное деление, не связанное определенным числом выставляемых солдат.

Одновременно с этим военным значением, центурия имеет характер деления политического; она является голосовой единицей важнейшей всенародной формы народного собрания – центуриатных комиций (так называемых comitiatus maximus). Вопрос о том, было ли политическое значение центурий исконным или наслоившимся на их призывное значение, спорен и при имеющихся данных неразрешим. Общее количество центурий, и как призывных, и как голосовых единиц, было 193, причем по классам оно распределялось следующим образом: на первый класс приходилось 40 центурий iuniorum (до 46 лет) и 40 центурий seniorum (от 46 до 60 лет), на второй, третий и четвертый – по 10 старших и младших, на пятый – по 15 тех и других; кроме того, к первому классу приписаны были две центурии fabrum (плотников и кузнецов), к пятому – две центурии музыкантов и одна центурия accensi velati. Вне классов стояли 18 центурий всадников. Сверх того, по Ливию, была еще одна центурия свободных от воинской службы (или пролетариев, как их называет Цицерон); но более чем вероятно, что эта центурия есть фикция, объединявшая, в представлении Ливия и Цицерона, стоявшее вне центурий население. Такой же фикцией является, вероятно, и упоминаемая Фестом центурия ni quis scivit, то есть центурия тех, кто по какой-либо причине не голосовал в своей центурии.

Подробности распределения центурий по классам спорны. Во главе каждой центурии как корпоративной единицы стоял центурион, позднее – curator centuriae. В высшей степени сбивчивы и трудно согласуются, при всей своей бессодержательности, сведения, которые мы имеем о так называемой реформе центурий. Прежде всего, неизвестно, к какому времени относится эта реформа. Так как суть реформы состоит в согласовании деления на трибы с делением на центурий, то очевидно, реформа состоялась после 241 года до нашей эры, когда число триб стало постоянным; с другой стороны, с 218 года до нашей эры Ливий знает только новый центуриатный строй. Возможно, следует приурочить реформу к Г. Фламинию (220 год), известному поборнику колонизационной политики, предшественнику Гракхов по наиболее распространенной версии предания. О форме центурий известно только то, что для согласования центурий и триб последние были разделены каждая на отделы seniorum и iuniorum. Рядом с этим, однако, деление на классы оставалось в силе, и при голосовании центурий вызывались по порядку классов.

Первыми голосовали не центурия всадников, как раньше, а вызывалась по жребию одна из центурий – может быть, одна из центурий первого класса, так называемая centuria praerogativa, определяемая только именем трибы (например, Veturia seniorum). Дополнить эти данные путем гипотез и набросать полный остов всей реформы стало издавна предметом усилий ряда ученых. При этом исходили из двух возможностей: одни представляли себе каждую трибу заключающей по одной центурии всех классов seniorum и iuniorum, то есть количество центурий возросшим до 350, а с прибавкой центурий всадников (35, 70, 18) и центурий пролетариев – 386, 421 или 368. Другие отрицают деление на классы и считают, что всех центурий отныне было столько же, сколько полутриб, то есть 70, а с прибавкой 18 центурий всадников 88. По первому пути первым пошел Пантагат (Pantagathus), по второму – Нибур. Наибольшее количество сторонников имеет теория Пантагата, но к вполне убедительным результатам не пришел никто. Всем попыткам одинаково свойственно усилие найти объяснение тому, что Дионисий называет реформу демократической. И действительно, демократизация проявилась в появлении на месте центурий всадников указываемой жребием centuria praerogativa. В императорское время центурии продолжали существовать рядом с трибами как корпоративные, бесправные в политическом отношении единицы; по образцу их имелись деления и в ряде коллегий.

Примечание. Центурией называли также известную земельную меру – соединение ста heredia, каждый в два югера, то есть 200 югеров. Значительную роль играла центурия как мера земли при колонизации, но постоянство ее размера с течением времени утратилось.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.