Алкмеон Греческая мифология

Алкмеон Греческая мифология Античная мифология

Алкмеон (Αλκμαίων), в греческой мифологии сын Амфиарая и Эрифилы, предводитель похода эпигонов. Вынужденный принять участие в походе семерых против Фив из-за предательства подкупленной Полиником Эрифилы, Амфиарай, погибая, завещал Алкмеону возглавить войско эпигонов не раньше, чем он отомстит за него матери; поэтому Алкмеон, достигнув зрелости, убил Эрифилу, но затем впал в безумие, от которого был исцелен богами. Эта древнейшая версия мифа составляла, очевидно, содержание несохранившейся эпической поэмы “Алкмеониды”, в то время как более поздние источники чаще относят убийство Эрифилы ко времени возвращения Алкмеона из похода эпигонов и особое внимание уделяют его скитаниям в поисках очищения от пролитой крови матери и избавления от безумия.

По версии, разработанной Еврипидом (в несохранившейся трагедии “Алкмеон в Псофиде”), Алкмеон очистил царь Фегей, на дочери которого Алфесибее (или Арсиное) Алкмеон женился. Но вскоре им снова овладело безумие, и после долгих странствий Алкмеон оказался на острове, образовавшемся в устье Ахелоя благодаря речным наносам, и там успокоился, ибо все произошло согласно предсказанию, что он обретёт спокойствие лишь на той земле, которая не существовала еще в момент совершения убийства матери. Здесь Алкмеон женился на Каллирое, дочери речного бога Ахелоя. Со временем Каллироя стала требовать от мужа ожерелье Гармонии, которое он раньше подарил Алфесибее. Алкмеон отправился в Псофиду и стал просить ожерелье под предлогом, что собирается его посвятить дельфийскому оракулу. Однако обман Алкмеона раскрылся и он был убит либо самим Фегеем, либо его сыновьями. Источником этого мифа, видимо, послужило местное сказание, поскольку в Псофиде еще в историческое время показывали могилу Алкмеона. (Павсаний, VIII 24, 7).

Особым вариантом мифа об Алкмеоне являлась история, составившая содержание поздней трагедии Еврипида “Алкмеон в Коринфе” (не сохранилась). В ней изображалась связь Алкмеона с Манто, родившей ему двоих детей, вынужденная разлука с ними и последующее узнавание. У трагического поэта Астидаманта (4 век до нашей эры) взаимное неведение приводило к кровосмесительной связи Алкмеона с дочерью (Аристотель, Poet. 14 p. 1453 в 33).

Сюжеты мифа легли в основу ряда трагедий 17-18 веков, (“Алкмеон” А. Арди; “Эрифила” Вольтера и др.); особую популярность приобрели они в музыкально-драматическом искусстве (около 30 опер, в т.ч. “Арсиноя” композиторов П. Франческини, Р. Кайзера, А. Кальдары; “Эрифила” композиторов О. Ариости, Й. Мысливечека, А. Саккини).

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.