Агамемнон Греческая мифология

Агамемнон Греческая мифология Античная мифология

Агамемнон (Αγαμέμνονας), один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон воцарился в Микенах (впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

“Илиада” изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов дается в 11-й книге), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Аполлодор, Эпизоды, III 21). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды ее отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Хрисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Гомер, Илиада, I 8-427; IX 9-692).

О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма “Возвращения” (7 век до нашей эры) и “Орестея” Стесихора. Злой рок преследовал весь род Агамемнона, начиная с родоначальника Тантала и кончая самим Агамемноном и его детьми – Ифигенией и Орестом. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру (Гомер, Одиссея, III 248-275; IV 524-537). Начиная с середины 6 века до нашей эры, на первый план выдвинулась версия, что Агамемнон был коварно убит собственной женой Клитемнестрой: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 веках до нашей эры и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет “Зевс-Агамемнон” показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

Печальная судьба и роковой конец Агамемнона в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Кроме Ифигении, у Агамемнона было еще три дочери. Местом погребения его называют Микены и Амиклэ. В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился как святыня его скипетр – произведение Гефеста.

Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона, сохранились трагедии “Агамемнон” Эсхила (первая часть трилогии “Орестея”) и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 века (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во второй половине 18 столетия (трагедии В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 веках сюжет лег в основу около тридцати трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана (“Ифигения в Дельфах”, “Ифигения в Авлиде”, “Смерть Агамемнона”, “Электра”).

В античном изобразительном искусстве Агамемнон – второстепенный персонаж в многофигуpных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн. В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лег в основу либретто ряда опер 18-20 веков.

Полезно? Оцените
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.